«Я вижу, как она меняется, и как я меняюсь вместе с ней»

6.22.2022

У сотни детей-сирот из Иркутской области появятся видеоанкеты и шанс обрести родителей. Подросткам, которых не удалось устроить в семью, подберут наставников, а семьям, воспитывающим приемных детей, дадут бесплатные консультации психологи и юристы. Все это – задачи проекта «Подари ребенку семью» фонда «Дети Байкала», который уже в пятый раз поддержан президентским грантом.

За пять лет благодаря проекту «Подари ребенку семью» отсняты анкеты для 1208 детей, более трети из них теперь живут в семьях. Найдено 60 наставников для подростков, продолжается сопровождение уже имеющихся пар «ребенок-наставник». Обучение прошли 350 человек – специалистов сиротских учреждений, приемных родителей и волонтеров.

Сегодня проект географически расширился и теперь включает Республику Бурятия. Организаторы проведут семинары и тренинги для приемных родителей, волонтеров-наставников, учителей, воспитателей и других специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Особое внимание уделят профилактике вторичного сиротства.

– Многие не понимают, почему мы занялись обучением. Но именно через обучение взрослых можно сокращать социальное сиротство. Большую работу в сфере профилактики социального сиротства проводят органы опеки Иркутской области – все приемные родители обязательно проходят «Школу приемных родителей», но этого недостаточно, чтобы все дети из сиротских учреждений нашли семью, а приемные родители получили поддержку. Людям нужны знания об особенностях воспитания детей-сирот, семейных отношениях, профилактике эмоционального выгорания, – уверена руководитель фонда «Дети Байкала» Гульнара Гарифулина.

По ее словам, 80% детей из банка данных относятся к категориям сложно устраиваемых в семьи – это подростки, братья-сестры – сиблинги, дети с ОВЗ. В результате такие категории детей «зависают» в учреждениях до 18 лет или, достигнув 16 лет, поступают в профессиональные учреждения, выходят во взрослую жизнь, пополняя печальную статистику, где лишь 10% нормально социализируются в обществе. Все эти проблемы происходят в связи с тем, что дети не видят модели семьи, в которой они могут получать позитивный опыт по выстраиванию отношений со значимыми взрослыми.

– Взрослые ответственны за детей. К сожалению, в вузах не vучат на «специалиста по работе с детьми-сиротами», поэтому сотрудники сиротских учреждений также нуждаются в специальных знаниях, с помощью которых они смогут поддержать приемного родителя в кризисной ситуации или вовсе предупредить ее. Кроме того, часть детей, попавших в семьи, через какое-то время снова возвращаются в детский дом. Это значит, что приемные родители не смогли пройти вместе с ребенком адаптацию в семье, а ближайшее окружение и педагоги, скорее всего, не смогли оказать поддержку. Подготовка нужна и приемным родителям, и кандидатам в приемные родители, и волонтерам-наставникам, – говорит психолог Елена Соловьева.

Она – куратор проекта, ведет курс семинаров, организует тренинги, групповые и индивидуальные психологические консультации. Участники глубоко погружаются, «проживают» различные ситуации, с которыми сталкиваются ребенок, приемные родители, воспитатели, учителя, наставники. На занятиях рассматриваются вопросы постоянства в жизни ребенка, привязанности, поддержания кровных связей, роли семьи в сохранении личных и культурных особенностей ребенка, поддержки его индивидуальности и самооценки, адаптации семьи и ребенка.

Оригинал статьи на www.ogirk.ru