Дети не должны быть одинокими

6.13.2024

Проект «Подари ребенку семью» Благотворительного фонда «Дети Байкала» был представлен на выставке успешных социальных проектов Приангарья на форуме «Сообщество», организованном Общественной палатой РФ в Иркутске. Также фонд реализует проекты «Наставник» и «Школа ответственных родителей». О том, каких результатов удалось достичь, в интервью газете «Областная» рассказала психолог и сотрудник фонда «Дети Байкала» Елена Соловьева.

– В Год семьи каждый из проектов фонда особенно ценен и важен. Скольким детям уже удалось помочь обрести счастье новой семьи?

– Время показало, что избранный нами формат помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, оказался достаточно эффективным. Видеоанкеты, которые мы продолжаем делать в рамках проекта «Подари ребенку семью», увеличивают шансы найти новых мам и пап тем детям, кто в этом нуждается. Мы рады, что в таком деле у нас есть поддержка Фонда президентских грантов. С начала его реализации снято более 1600 видеоанкет. Семью обрели 589 детей. За каждой цифрой – реальная судьба детей и семей. Так, в 2020 году пара из Крыма сразу взяла под опеку семерых братьев и сестер из иркутского детского дома. Это редкий случай, поскольку столько детей сразу готовы взять единицы.

– Гораздо сложнее обрести новую семью подросткам. И для таких детей фонд придумал и реализует проект «Наставник». Взрослые охотно откликаются?

– Мало кто знает, что в детских домах большинство детей являются социальными сиротами, из них 80% – это подростки. Как показывает практика, у них действительно меньше шансов попасть в семью. Поэтому наш проект «Наставник» направлен на индивидуальное сопровождение подростков из социальных учреждений старше 12 лет. Сегодня в Иркутске у свыше 60 подростков из детского дома есть настоящие друзья.

– Наставником может стать любой человек? Или надо пройти какой-то отбор, иметь специальные навыки?

– Да, наставником может стать взрослый человек, у которого возникло такое желание стать старшим другом для подростков из социальных учреждений. Сначала на нашем сайте nastavnik38.ru. можно заполнить анкету. Далее кандидаты в наставники проходят подготовку. На обучающих семинарах мы подробно рассматриваем особенности подросткового возраста и причины трудного поведения, разбираем правила проекта и регламент взаимодействия наставника и подопечного. Кандидаты в наставники могут оценить свои возможности и мотивы участия в проекте. Если человек принимает твердое решение быть наставником, то он собирает определенный пакет документов, знакомится с сотрудниками учреждения, где проходит собеседование. Только после этого он может познакомиться с ребенком и установить с ним контакт.

– Чем именно наставник может помочь своему подопечному?

– Развитие детей в социальных учреждениях отличается от того, как это происходит в обычной семье. Да, их окружают воспитатели, педагоги, врачи, повара, охранники. Но при этом они не знают, откуда берется еда и электричество, как пользоваться общественным транспортом или банковской картой, сколько стоят одежда и обувь. То есть практических бытовых навыков у них нет. Кроме того, в социальных учреждениях строгий режим, дети делают то, что им говорят. И когда они выходят во взрослый мир, им сложно адаптироваться в нем. Им нужен старший друг, который поможет и поддержит.

– Как обычно происходит общение наставника и подростка?

– По правилам проекта ребенок и наставник должны общаться лично раз в неделю. Также общение поддерживается через мессенджеры. Наставник может забрать ребенка из социального учреждения на прогулку, в кино или даже на выходные, но только в случае, если у него есть разрешение на гостевую опеку. Особо отмечу, что проект не предполагает, что наставник заменит ребенку родителей. Волонтер становится старшим другом подростку. Ребенок должен знать, что он не одинок, что у него есть человек, который искренне интересуется его жизнью, готов в любое время помочь ему словом и делом.

– Как проект «Наставник» меняет взрослых и детей?

– При появлении наставника дети стремятся быть лучше, у них повышается успеваемость в учебе, они становятся более активными, общительными, ответственными, смелее выражают мысли. Когда взрослые приходят в проект, они часто просто жалеют детей. Но очень скоро наставники понимают, что нашли родственные души.

– Еще один проект фонда – «Школа ответственных взрослых». На кого он рассчитан?

– Участниками проекта становятся все взрослые, которые взаимодействуют с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. «Школа ответственных взрослых» рассчитана не только на приемных родителей и тех, кто решил ими стать, а также на учителей, воспитателей, волонтеров и т.д. Курс обучения длится два месяца, занятия проходят два раза в неделю. Более 650 человек уже стали участниками проекта.

– Какие темы, как правило, разбираете на занятиях?

– Одна из ключевых тем – это разлука с кровной семьей. Для ребенка это тяжелая травма. Зная историю потерь ребенка, приемный родитель или специалист сможет понять его потребности и помочь ему справиться с болью. Это помогает ребенку принять свой жизненный путь со всеми его негативными и положительными моментами. Вообще, любая тема, которую мы разбираем с участниками проекта, направлена на то, чтобы поддержать самооценку ребенка, сформировать его идентичность, чтобы он поверил в свои силы и смог реализовать себя и в личной жизни, и в профессии.

Отзывы участников о проекте «Наставник»

Анастасия ГУСЕВА:

– Такой проект, как «Наставник», просто жизненно необходим. Проект позволяет поделиться своим опытом с ребятами-подростками, поддержать их, а иногда даже уберечь от необдуманных поступков. Каждый из нас в той или иной мере нуждается в старшем, опытном наставнике. Мы учим, и мы учимся. Я очень надеюсь, что проект будет развиваться, и у нас будет появляться все больше историй и больше пар, которые смогут пронести свою дружбу через года.

Светлана МУЖИКОВА:

– Наставник и подросток учатся друг у друга видеть и реагировать иначе на возникающие ситуации, узнавать мир более широко и двигаться вперед, несмотря на трудности. Надеюсь, что я даю моей подопечной поддержку и уверенность. Мне очень приятно, что она обращается ко мне в эмоционально сложных для нее ситуациях. Считаю, что проект очень нужный и важный, каждый ребенок должен знать, что есть человек, к которому он может обратиться в любую минуту с любым вопросом, и его выслушают, поддержат, направят.

Елена КОЛЕСНИКОВА:

– Общение наставника и ребенка строится на понимании и приятном времяпрепровождении. Мы посещаем театры, музеи, кинотеатры, гуляем по городу. Интересуемся жизнью друг друга. В моей жизни появился человечек, с которым я могу провести свободное время, который может рассказать о себе, довериться мне, а это не так мало.

В 2020 году пара из Крыма сразу взяла под опеку семерых братьев и сестер из иркутского детского дома. Это редкий случай, поскольку столько детей сразу готовы взять единицы.

Оригинал на www.ogirk.ru